суббота, июня 23, 2007

Кому в Канаде жить хорошо


Все чаще в последнее время мне стали задавать один единственный вопрос – как живется в Канаде? Или, перефразируя известного российского поэта Некрасова – «Кому в Канаде жить хорошо?». Сразу оговорюсь, все, что я хочу сказать по этому поводу – мнение сугубо субъективное, которое вряд ли может быть использовано для принятия каких-либо жизненно важных решений. В конце концов, я видел достаточно много людей, которые думают совсем по-другому, если не сказать, обладают кардинально противоположными взглядами. Так что, читайте, соглашайтесь, или не соглашайтесь, но, по крайней мере, имейте ввиду и мое мнение. Итак, Канада.
Начну, пожалуй, с самого начала. С того самого момента, когда я с Канадой познакомился заочно. А случилось это примерно за год до командировки в эту страну, ну, может быть за полтора. Конечно, это вовсе не означает, что я не имел представления о том, что такое Канада. Точно так же я был знаком с любой другой страной на нашей планете – с Австралией, Индонезией, Габоном, какой угодно. Возможно, про Канаду я знал немногим больше. Например, знал, что столица Канады – Оттава, что в Канаде играют в хоккей, что мы много лет закупали в Канаде зерно под самые закрома. Впрочем, количество этой информации не намного превосходило знания средневзвешенного россиянина. Кстати, отсутствие информации, или, скажу проще, знаний о Канаде весьма характерно для России ровно настолько, насколько для рядового канадца характерно отсутствие знаний о России. Спросите канадца, и он ответит, что Россия – это северная страна, населенная хоккеистами. Для канадца этого вполне достаточно. Для россиянина, в принципе, тоже, но только не для дипломатического сотрудника, собирающегося работать на канадском направлении. Так что, багаж знаний пришлось пополнять. И первая же проблема, с которой я столкнулся – отсутствие качественных материалов. На самом деле, количество трудов, посвященных второй по размерам территории стране в мире, доступное к тому же в общественных магазинах, ничтожно мало (в отличие, кстати, от книжек по США). Я не имею в виду справочники, коих навалом везде, и которые официальным и сухим языком дают лишь поверхностную информацию, абсолютно не пригодную для того, чтобы составить четкую картинку того мира, в который предстоит на некоторое время погрузиться. Не годятся для этих целей и доступные повсеместно туристические гиды, которые дают весьма ограниченное представление исключительно о лучших частях страны/города. Для туриста всего этого было бы вполне достаточно. Но в том-то и отличие государственного туриста от частного, что первым (если кто не понял, я имею в виду росзагранработников, направляемых за рубежи наших границ для исполнения там служебного долга) открывается гораздо больше возможностей с точки зрения познания страны изнутри, к тому же зачастую в течение длительного количества времени.
Так вот, получив такую «путевку» в Канаду я не мог не озаботиться изучением страны, в которой мне и моей семье предстояло провести несколько лет своей жизни. Естественно, в ходе знакомства были перелопачены и справочники, и туристические издания. Помимо этого в ход пошла местная пресса, которая, как показала практика, в отрыве от страны (в нашем случае – Канады), воспринимается совсем по-другому, я бы даже сказал, несколько извращенно. А вот с остальным – проблема. Единственная общедоступная и более менее свежая книга о Канаде, которую я нашел (по состоянию на 2005 год) – это «Канада – взгляд из России», издание Института США и Канады РАН (http://www.dom-knigi.ru/book.asp?ART=91874&CatalogID=118). И все! Не знаю, насколько изменилась ситуация за прошедшие три года, но думаю, что несильно. Пришлось даже обратиться к художественной публицистике. Выручил брат. В его библиотеке географа нашлась книга «Семь рек Канады» канадского автора Хью Макленнана (http://www.libex.ru/detail/book56339.html), изданная в далеком 1990 году. Книга, должен признаться, мне очень понравилась. Я даже выклянчил ее у брата, и теперь она занимает достойное место уже в моей собственной библиотеке. Теперь вот, став своего рода «канадистом» я охочусь за другими художественными произведениями, посвященными этой стране, которой я и моя семья отдали те самые несколько лет жизни – «Канада, пахнущая смолой» поляка Фидлера, «Рассказы опустевшей хижины» Джорджа Белани и любые другие. Кстати, если кто-нибудь вдруг столкнется с книгой о Канаде, дайте мне знать. Буду признателен.
Естественно, хорошим подспорьем в изучении Канады стал Интернет. Но тут существуют свои подводные камни. Любой читающий эти строки прекрасно знает, что всемирная паутина – это бесконечный источник информации. И в бесконечности этой можно утонуть. Объемов памяти на то, чтобы впитать черпаемую в сети информацию, может попросту не хватить. И к тому же, довольно непростой задачей является поиск качественных ресурсов. Когда-нибудь (скорее всего уже после того, как вернусь на просторы родные), возможно, составлю каталог.
И, наконец, последним, но от того не менее важным (на канадском языке это звучит: «ласт, бат нот лист») пункт знакомства со страной будущего временного пребывания заключался в личных беседах с теми, кому когда-то уже посчастливилось провести свое казенное время в Канаде. Именно в ходе бесед с коллегами и различных семейных посиделок (супруге, естественно, тоже интересно было послушать о том, что ожидает ее в ближайшем будущем) я впервые столкнулся с тем, что мнения моих знакомых о Канаде зачастую полярно расходились. Но в итоге, из всего того, что я прочитал, увидел и услышал, непосредственно к моменту моего отъезда в Оттаву все-таки сформировалось собственное мнение, которое скорее можно назвать ожиданием.
Итак, что же рисовало мое воображение накануне отъезда в Канаду? В общих чертах Канада – современная страна с потрясающей природой, населенная доброжелательными и уважительными людьми. Кроме того, Канада – это чистые улицы, современные технологии, прекрасные условия для воспитания детей, развитые системы образования и здравоохранения, рыбалка, индейцы, дешевые продукты и шмотки, которых не достать в Москве… одним словом – ожидания были самыми многообещающими. А вот насколько они совпали с реальностью, я расскажу, пожалуй, в следующий раз, потому что сейчас уже поздно и пора спать. Так что, продолжение следует …
Основная страница проекта - http://navigator.hotmail.ru/

Ярлыки: , ,